Вернуться
Выставки

«Параллельные миры. Фотографии Владимира Позднякова»

Аннотация:

1 августа 2025 г. в музее-заповеднике «Парк Монрепо» состоялось открытие выставки «Параллельные миры. Фотографии Владимира Позднякова». Владимир Алексеевич Поздняков (1956–2007) — выборгский фотограф, много лет снимавший парк Монрепо. С 1993 г. возглавлял фотолабораторию музея-заповедника «Парк Монрепо». В коллекции музея-заповедника «Парк Монрепо» хранится более 400 фотографий Владимира Позднякова. В их числе — работы из неосуществленного выставочного проекта «Параллельные миры», которые были созданы в конце XX — начале XXI в. Этот проект позволяет глубже понять творчество фотографа в целом, которое может и должно рассматриваться как неповторимое авторское высказывание, насыщенное философскими смыслами и реминисценциями из мировой культуры.

Слово куратора

«Параллельные миры» — это серия снимков, созданная в конце XX — начале XXI века, которая предназначалась фотографом для выставки. Выставка не состоялась, однако фотографии были переданы в собрание музея-заповедника «Парк Монрепо». В жанровом отношении эта серия весьма разнообразна: здесь представлены и пейзажи, и портреты, и ню. Работая в области авторской художественной фотографии, Владимир Поздняков сохраняет связь с любимым им парком Монрепо, давая отсылки к историческим персоналиям и видам, а также снимая людей, которые были связаны с ним в то время. Серия насыщена многочисленными историко-культурными аллюзиями как «локального», так и более «глобального» характера.

В проекте «Параллельные миры» Владимир Поздняков создает романтический образ парка Монрепо, непринужденно соединяя историю и современность. Многие мотивы и приемы фотографа находят аналогии в отечественной и зарубежной фотографии, что свидетельствует о его знании истории и эстетики медиума. Наряду с классической портретной и пейзажной фотографией, в серии значительное место занимают снимки, созданные с применением фотоманипуляций, таких как фотомонтаж, использование фильтров, дисторсия и другие приемы. Помимо оптических эффектов, фотограф также активно работает с фактурами, что позволяет ему задействовать тактильный аспект восприятия образа, который делает его более сложным и разнообразным. «Параллельные миры» не только становятся примером работы Владимира Позднякова в области экспериментальной фотографии и демонстрируют его фантазию и техническое мастерство. Эта серия позволяет глубже понять творчество фотографа в целом, которое может и должно рассматриваться как неповторимое авторское высказывание, насыщенное философскими смыслами и реминисценциями из мировой культуры.

В известном эссе «Меланхолические объекты» Сьюзан Сонтаг писала: «Сюрреализм заложен в самом создании дубликатного мира, реальности второй степени, более узкой, но и более эффектной, чем та, которую воспринимают обычным зрением». Экспериментальная фотография усиливает это родовое свойство фотографического медиума посредством применения различных манипуляций. По мысли американского фотографа Джерри Уэлсмана, классическая, «прямая» фотография часто скрывает от нас «сокровенный мир тайны, загадки и прозрения. Попав в темную комнату, смелый ум и дух должны быть освобождены — свободны для поиска и, надеюсь, открытия». «Пусть внутренние потребности фотографа объединятся со спецификой конкретного фотографического случая, чтобы определить наиболее адекватный подход на данный момент; будь то прямой, манипулятивный, экспериментальный или какой-либо другой. Кроме того, пусть он чувствует себя свободным в любое время, в течение всего фотографического процесса, чтобы пост-визуализировать». Подобный опыт пост-визуализации предлагает нам Владимир Поздняков в рамках проекта «Параллельные миры».

Ида Александровна Шик